Адаптация первоклассника к школе
Вот ребенок подрос и совсем скоро он присоединится к огромной армии школьников. Он станет первоклассником! Какой волнительный момент! Совсем еще недавно вы думали: неужели этот крошка когда-нибудь будет ходить, бегать, говорить. Но как же быстро летит время! Малыш уже идет в первый класс! Для родителей это очень ответственный период – подготовка к школе. Какую школу выбрать? Какой будет первая учительница? как малыш поладит с одноклассниками? будет ли он все успевать? как будет учиться? – переживаний очень много! Но первый шаг сделан – школа выбрана, с учителем уже, наверное, вы тоже успели познакомиться, если нет, то сделайте это обязательно до начала занятий! Остается вопрос: как безболезненно пережить адаптацию первоклассника к школе, школьным правилам, режиму, нагрузке?
Первые месяцы учебы могут стать стрессом для Вашего первоклассника, ведь весь его ритм жизни изменится коренным образом. Вместо привычной игры основным видом деятельности становится учеба. Он познакомится и научится общаться с новым коллективом детей и учителей. Малыш должен научиться концентрировать свое внимание на протяжении урока. Все это воздействует на ребенка. Он может стать раздражительным, плаксивым, начать жаловаться на утомляемость и головные боли. Иногда дети не хотят больше посещать школу. Именно поэтому внимание родителей в эти месяцы так необходимо маленькому первокласснику.
Адаптация первоклассника к школе происходит в трех основных аспектах.
Физическая адаптация ребенка к школе
Внешне вроде бы ничего нет сложного – посидеть спокойно на уроке и послушать, что говорит учитель, выполнить очень простые задания. Но статическое положение на протяжении урока для некоторых детей – это очень сложная задача. Особенно тяжело приходится гиперактивным детям. Часто детки на первых уроках даже не осознают разницы между учениками-сверстниками и учителями-взрослыми. Они часто вскакивают с места, выкрикивают, громко и эмоционально реагируют на какие-либо замечания учителя. Физическая адаптация первоклассника к школе редко длится больше месяца. Самые сложные и напряженные - первая и последняя недели первого месяца. Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, хорошо питался и соблюдал режим дня первоклассника, достаточно спал и гулял на свежем воздухе. Именно из-за такой реакции детского организма на новые условия жизни не рекомендуется прямо с первых дней первого класса давать дополнительную нагрузку ребенку в виде новых кружков, секций, студий. Вы успеете сделать это позже.
Психологическая адаптация ребенка к школе
Не менее важной является психологическая адаптация к школе. В большинстве случаев те знания, которые получают дети на первых уроках о цифрах, буквах, явлениях природы и окружающего мира, уже известны первоклассникам, но эти знания приобретались в дошкольном периоде в процессе игры. А в школе главная задача – научиться выполнять определенную учебную задачу, которую дает учитель посредством небольших заданий, без этого учебная деятельность обойтись не может. За первые полгода у ребенка должно сформироваться и закрепиться позитивное отношение к процессу получения знаний, должен появиться интерес. Психологическая адаптация к школе во многом зависит от грамотного поведения учителя. И учитель, и родители должны находить мотивацию стремлений малыша к успешному познанию.
Школьнику необходимо будет научиться составлять план своего дня для того, чтобы успевать выполнять задания, объективно подходить к оценке своих сил, возможностей и результатов своего труда.
Социальная адаптация ребенка к школе
Третье очень важное условие успешной адаптации первоклассника к школе – это социальная адаптация к школе, к новому коллективу. Ребенку предстоит не только наладить отношения со сверстниками, но и усвоить принцип новых отношений между учителем и учеником.
Некоторые дети достаточно быстро адаптируются к новым условиям: без труда находят в классе друзей, выполняют задания и просьбы учителя, доброжелательно относятся к одноклассникам.
Но для большей части детей социальная адаптация к школе сопряжена со значительными сложностями. Им трудно осваивать новые знания, они ссорятся с детьми, не хотят слушать учителя и внимать его просьбам.
Родительская поддержка и помощь
Что могут сделать родители, чтобы адаптация первоклассника к школе прошла максимально безболезненно для всех, а прежде всего для самого ребенка?
Важно сохранять приподнятое эмоциональное состояние ребенка. Создавайте положительный образ учебы в его сознании, это позволит ребенку стараться учиться хорошо.
Будьте внимательны, нельзя пропустить тревожные симптомы дезадаптации. Такой диагноз ставят ученикам с плохой успеваемостью и поведением. Но часто бывает, тому находятся индивидуальные причины: конфликты в семье, состояние здоровья, социально-культурные факторы. Ребенок, который страдает от дезадаптации, может проявлять себя по-разному: иногда, довольно агрессивно, а, иногда, наоборот очень тихо (на уроках не видно, не активен, с одноклассниками не общается, жалуется на страх и плохое настроение).
Темпы адаптации индивидуальны, но родители помогут своему малышу, если будут его хвалить, поддерживать, помогать, формируя у него адекватную самооценку. Ребенок должен быть уверен в Вашей любви и поддержке не зависимо от полученной оценки и успехов, что Вы его любите таким, какой он есть.
Часто причиной плохой адаптации первоклассника к школе становится состояние его здоровья. Дети, которые перенесли инфекционное заболевание или травму накануне начала первого учебного года быстрее устают, хуже усваивают материалы уроков. Поэтому важным фактором успешной адаптации первоклассника к школе станут закаливающие процедуры, здоровое питание, полноценный сон, здоровый режим дня и гармоничное физическое развитие не только, когда ребенок пошел в первый класс, но и в дошкольном периоде.
Не стоит перегружать ребенка совмещением начала учебы в школе с началом дополнительных занятий в кружках и студиях. Лучше начать посещать дополнительные занятия или за год до первого класса, или хотя бы во втором полугодии первого класса.
Не нужно «вешать ярлыки» детям. Если малыш в первые месяцы учебы не успевает, не показывает отличные результаты, то это не значит, что он будет двоечником все время учебы! Дальнейшие успехи вашего драгоценного чада зависят от вашего внимания к его проблемам, понимания и поддержки. Даже если ребенок получил плохую оценку, выразите не свое неодобрение, а надежду на то, что завтра ситуация возможно изменится, а для этого нужно немного больше постараться. Так вы простимулируете его к более усердной работе, большему упорству. Нужно понимать, с каким огромным количеством трудностей и новшеств, сталкивается Ваш малыш.
В Ваших силах помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и сделать его вступление на путь познания наиболее уверенным и комфортным!