ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ВОСПИТАННИКОВ
ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша, «спрятать его под хрустальный колпак» и не отпускать от себя ни на шаг, но это невозможно. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо объяснить ему правило, прививать культуру безопасного поведения в таком интересном, но опасном, полном неожиданностей, мире.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы государственного учреждения образования «Ново- Антоновский детский сад».
Содержание деятельности, направленной на создание условий безопасности жизнедеятельности, представлено в учебной программе дошкольного образования, которая ставит задачу сформировать социальный опыт, личностные качества ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. В рамках решения данной задачи педагоги учреждения формируют представления о значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья: правилах дорожного движения; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности; общения с незнакомыми людьми на улице и др.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников осуществляется посредством тесного взаимодействия педагогов учреждения дошкольного образования, родителей, социума и начинается, прежде всего, с создания необходимой развивающей предметно-пространственной среды. С целью распространения эффективного педагогического опыта и повышения качества дошкольного образования в учреждении функционирует районный ресурсный центр по теме «Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».
В учреждении создан уголок безопасности, оснащенный разнообразными игровыми пособиями, художественной литературой, энциклопедиями, альбомами для рассматривания, детскими журналами, моделями пожарной техники, оборудования, машин специального назначения и т.д., которые дети активно используют в процессе самостоятельной и совместной с педагогом деятельности.
Педагогическими работниками созданы игровые пособия, оборудование, которое позволяет эффективно решать задачи формирования у воспитанников разных возрастных групп основ безопасности жизнедеятельности.
В предметно-развивающую среду групп включены игрушки, атрибуты, необходимые для организации и проведения сюжетно-ролевых игр: куклы, отображающие профессии спасателя-пожарного, милиционера, врача, жилеты-символы, каски, стволы, пожарные «рукава», модели одежды юных спасателей-пожарных и т.д.
Образовательный процесс с воспитанниками по формированию основ безопасности жизнедеятельности в учреждении дошкольного образования строится с учетом их возрастных особенностей, с опорой на ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности – игру, на основе интегрированного подхода в обучении, в условиях преемственности между дошкольным и первой ступенью общего среднего образования.
Как в специально организованной, так и нерегламентированной деятельности с детьми дошкольного возраста проводятся игры, занятия, спортивные праздники, развлечения, в которых они могут попробовать себя в роли спасателей, закрепить имеющиеся у них навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Важной составляющей в системе работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является повышение профессиональной компетентности педагогов. С этой целью осуществляется целенаправленное информационно-методическое сопровождение их деятельности.
Так, в информационно-методическом кабинете учреждения представлена справочная информация, методическая литература и другие материалы. В годовом плане предусмотрено проведение семинаров, консультаций, мастер-классов по проблеме безопасности жизнедеятельности, организация выставок и другие формы работы.
Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников по вопросам безопасности жизнедеятельности. Одной из эффективных форм работы с семьей вГУО "Ново- Антоновский детский сад" являются родительские собрания с приглашением сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям. Через решение проблемных ситуаций, творческие задания, беседы, видеофильмы у родителей формируется культура безопасного поведения, которую они впоследствии передают своим детям.
Научить ребенка безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. Конечно, самое главное при этом – собственный пример взрослых. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.